Возрастная макулодистрофия (ВМД, макулярная дегенерация, инволюционная центральная хориоретинальная дистрофия сетчатки) — прогрессирующее хроническое дегенеративное офтальмологическое заболевание, проявляющееся поражением макулы (желтого пятна). Является самой частой причиной безвозвратной потери центрального зрения у людей старше 50–60 лет. Нарушение развивается, как правило, в обоих глазах.

Общая информация

От возрастной макулодистрофии в России страдает около 10 млн взрослого населения. Патология затрагивает пигментный эпителий, мембрану Бруха (оболочка между хориоидеей и пигментной частью сетчатки) и хориокапиллярный слой. Хориоретинальная дистрофия сетчатки имеет более благоприятный прогноз по сравнению с витреохориоретинальной дистрофией, при которой в процесс вовлекается стекловидное тело, что провоцирует разрыв сетчатой оболочки и увеличивает вероятность ее отслоения.

Причины возрастной макулодистрофии

Формы возрастной макулярной дегенерации сетчатки

Выделяют 3 формы заболевания:

1. Сухая (неэкссудативная). Встречается у 80–90 % пациентов с ВМД. Отличается накоплением друз (гранулы липофусцина) в ретинальном слое, перераспределением пигмента, наличием дефектов пигментного эпителия, его атрофией, дегенерацией хориоретинального слоя. Сухая возрастная макулодистрофия прогрессирует медленно (на протяжении нескольких лет).
  2. Влажная (экссудативная, неоваскулярная) хориоретинальная дистрофия сетчатки. За сетчатой оболочкой начинают формироваться новые капилляры. Сквозь несостоятельные стенки сосудов просачивается серозный/геморрагический экссудат. Возникает отек сетчатки. Скопившаяся жидкость оказывает компрессию на светочувствительные сенсорные нейроны, что приводит к их гибели. В месте повреждения ткани замещаются на фибриновые волокна.
  3. Рубцовая форма — финальная стадия возрастной макулодистрофии. Характеризуется образованием грубых соединительнотканных волокон под ретиной.

Причины

Этиология хориоретинальной дистрофии сетчатки окончательно не изучена. Риск возникновения заболевания возрастает при наличии таких факторов:

• атеросклероз;
  • гипертоническая болезнь;
  • сахарный диабет;
  • перенесенные операции на глазах;
  • травмы глазного яблока;
  • проблемы липидного обмена;
  • неблагоприятная наследственность;
  • курение.

Симптомы заболевания

Клиническая картина хориоретинальной дистрофии сетчатки зависит от формы патологии и степени поражения глаза. На начальных этапах признаки болезни могут отсутствовать. Прогрессирование возрастной макулодистрофии приводит к появлению симптоматики:

• падение остроты центрального зрения;
  • метаморфопсия (искажение очертаний, размера, формы предмета);
  • появление темного пятна (центральная, парацентральная скотома) перед больным глазом;
  • двоение предметов;
  • временное нарушение рефракции (дальнозоркость, астигматизм).

Диагностика

Диагностическое обследование при подозрении на хориоретинальную дистрофию сетчатки включает:

• сбор анамнеза, осмотр офтальмолога;
  • тест Амслера;
  • визометрию;
  • тонометрию;
  • офтальмоскопию;
  • биомикроскопию глаз.

Дополнительные методы исследования при возрастной макулодистрофии: ОКТ (оптическая когерентная томография), флюоресцентная ангиография глаза, УЗИ глазного яблока, электроретинография.

Лечение

Основная задача при лечении возрастной макулодистрофии заключается в предупреждении потери зрения у человека. Поэтому пациентам с начальными формами заболевания рекомендуют:

• диетическое питание: меню должно содержать продукты, оказывающие антиоксидантное действие (каротиноиды, омега-3 полиненасыщенные жирные кислоты, антоцианы);
  • поливитаминные комплексы в сочетании с макро-, микроэлементами (калий, магний, цинк, медь и др.);
  • отказ от курения;
  • снижение лишнего веса.

Принципы лечения неоваскулярной формы патологии:

• противовоспалительная терапия глюкокортикоидами, НПВС;
  • ингибирование ангиогенеза (интравитреальные инъекции препаратов anti-VEGF);
  • увеличение плотности макулярного пигмента в ретиноидной оболочке (лютеин, зеаксантин, мезо-зеаксантин);
  • борьба с макулярным отеком (антиглаукомные лекарственные средства).

В ряде случаев при влажной форме хориоретинальной дистрофии сетчатки офтальмолог может назначить фотодинамическую терапию или лазерную коагуляцию.

Полное офтальмологическое обследование можно пройти в офтальмологическом центре VISTA в Москве. При выявлении патологии врачи подберут лечение, соответствующее форме и стадии заболевания. Записаться на прием можно по телефону или через специальную форму на нашем сайте.