Решетчатая дистрофия сетчатки

Решетчатая дистрофия сетчатки — одна из форм дегенерации периферических отделов сетчатой оболочки глаза (ПВХРД). Встречается в 8–17 % от всех случаев заболевания. Имеет неблагоприятный прогноз: отслойка оболочки наблюдается у 50–65 % пациентов. Двустороннее (билатеральное) поражение диагностируется у половины заболевших. Проблема чаще выявляется у детей (от 10 лет и старше) и молодых людей (вне зависимости от пола) в возрасте 20–29 лет. Патологический процесс носит прогрессирующий характер, усугубляется с возрастом.

Клиническая картина заболевания

Патология получила название «решетчатая дистрофия сетчатки» благодаря обнаруживающимся во время офтальмоскопии белесым истонченным линиям, расположенным на глазном дне в виде «сетки». Полосы сформированы склерозированными и облитерированными ретинальными сосудами. Истонченная ткань ретины содержит пигментированные вкрапления, белые пятна, микроскопические разрывы в местах с выраженной атрофией.

Стекловидное тело у пациентов с решетчатой дистрофией сетчатки изменяет свою консистенцию, становится водянистым, разжиженным. Витреум притягивается к границе зоны дегенерации и конденсируется по ее периметру.

Начало болезни обычно протекает бессимптомно. С развитием решетчатой дистрофии сетчатки и формированием очагов отслойки появляются такие зрительные дефекты:

• падение остроты зрения;
  • вспышки света в виде молний;
  • плавающие пятна в поле зрения;
  • наличие «завесы» перед глазами;
  • искажение предметов и др.

Причины заболевания

Этиология решетчатой дистрофии сетчатки окончательно не выяснена. Наиболее часто патология развивается у людей с прогрессирующей близорукостью. При дальнозоркости вероятность появления ПВХРД составляет около 7 %, при нормальном зрении — около 4 %. К факторам риска возникновения патологии относятся:

• неблагоприятная наследственность;
  • повышенное давление;
  • атеросклероз сосудов;
  • сахарный диабет;
  • миопия любой степени;
  • воспалительные заболевания органов зрения;
  • астигматизм;
  • аутоиммунные заболевания;
  • травматическое повреждение глазного яблока и др.

В ряде случаев развитие решетчатой дистрофии сетчатки связывали с ожирением, курением, чрезмерным воздействием прямых солнечных лучей на глаза. Повышенный риск имеют женщины во время периода беременности.

Для подтверждения диагноза «решетчатая дистрофия сетчатки» врач назначает полное офтальмологическое обследование:

• осмотр глазного дна (офтальмоскопию);
  • проверку остроты зрения;
  • периметрию (исследование полей зрения);
  • электроокулографию (определение жизнеспособности зрительного нерва);
  • эхоофтальмографию (УЗ-сканирование глазного яблока);
  • тонометрию (измерение ВГД);
  • оптическую когерентную томографию.

При наличии у пациента хронических соматических заболеваний офтальмолог может направить его на консультацию к профильному специалисту.

Лечение

Если решетчатая дистрофия сетчатки не сопровождается отслойкой оболочки, то пациенту назначают медикаментозную терапию препаратами, затормаживающими дегенеративные процессы в органах зрения. С целью предотвращения отслоения ретины рекомендуется проводить процедуру лазерной коагуляции. Методика направлена на предотвращение распространения зоны поражения оболочки к ее центральным отделам. Медицинский лазер позволяет укрепить истонченные участки, что дает возможность избежать расслоения.

Иногда решетчатая дистрофия сетчатки осложняется ее отслойкой. Тогда применяют хирургическое вмешательство — витрэктомию.

Современная офтальмология легко справляется с решетчатой дистрофией сетчатки на начальных этапах ее развития. Чтобы избежать подобной проблемы, необходимо систематически посещать офтальмолога с целью профосмотра. Офтальмологический центр VISTA в Москве оказывает услуги по доступным ценам. Записаться на прием к нашим врачам можно по телефону, указанному на сайте.