Реабилитация — обязательный этап после удаления помутневшего хрусталика. Это залог скорейшего восстановления зрения и отсутствия осложнений. Хотя офтальмологи нашей клиники в Москве применяют малотравматичные методики лечения нарушений зрительной системы, такие как факоэмульсификации (ФЭК) для удаления катаракты глаза, в послеоперационный период пациенту все равно нужно придерживаться строгих ограничений. Они актуальны в течение месяца и помогают избежать непредвиденных проблем.

Совместные усилия врача и пациента при реабилитации предотвращают:

• воспалительные процессы в прооперированном глазу;
  • смещение установленной искусственной линзы;
  • повторную потерю зрения.

Что подразумевает реабилитация?

Несмотря на щадящее воздействие на глаз при удалении катаракты, дополнительные мероприятия в послеоперационный период необходимы, потому что:

• целостность зрительного органа была нарушена и существует риск микробного воспаления;
  • ослаблены или совсем не работают природные барьеры для проникновения инфекций;
  • в организме человека часто присутствуют сопутствующие патологии, которые ослабляют иммунитет и затрудняют заживление.

Не всегда после вмешательства хирурга удается избежать и побочных эффектов. Чтобы они не переросли в серьезные осложнения, нужно сразу купировать их в послеоперационный период.

Наиболее часто встречаются:

• Болевые ощущения. Беспокоят несколько дней, исчезают самостоятельно, но иногда без анестезирующих капель не обойтись.
  • Слезотечение и зуд. Некоторые пациенты переносят их с трудом и используют препараты для уменьшения чувствительности нервных окончаний.
  • Временные близорукость, дальнозоркость, астигматизм. Предметы воспринимаются размытыми, что доставляет психологический дискомфорт.
  • Повторная катаракта. От нее избавляются лазером.

Неприятные эффекты удается преодолеть к концу первого месяца восстановительного периода.

Какие понадобятся медикаменты?

Закрепляют результат лечения катаракты лекарственные средства. Обязательно применяют капли:

• с антибактериальными свойствами — используются 1–2 недели, предупреждают инфекционные проблемы;
  • с гормональными препаратами — уменьшают отек в прооперированных тканях, назначаются на весь месяц восстановления;
  • с противовоспалительным эффектом — закапываются не менее 4–5 недель.

Когда нужны врачебные осмотры?

При выписке из клиники врач сообщает сроки контрольных осмотров в послеоперационный период. На первую консультацию приходят через сутки после вживления нового хрусталика. Офтальмолог проводит комплекс мероприятий:

• проверяет внутриглазное давление;
  • оценивает глазное дно;
  • осматривает глаз с помощью щелевой лампы.

При благополучном протекании реабилитации повторный осмотр проводится через 1 и 4 недели. В эти сроки наиболее вероятно обнаружить отклонения от нормального заживления. Если нарушения выявляются, специалисты проводят дополнительное обследование, выясняют причину и степень тяжести. При таком раскладе врач может корректировать остроту зрения очками и рекомендовать, что нужно предпринять дополнительно.

Вовремя проведенные процедуры сохраняют успех операции. После хирургического удаления катаракты могут возникнуть ситуации, когда требуется экстренная помощь. В клинику нужно обратиться немедленно в следующих случаях:

• повышение температуры;
  • повторное появление или усиление боли в месте операции;
  • внезапно возникшая краснота и выделения из глаза;
  • неожиданное нарушение зрения (косоглазие), значительное изменение четкости изображения.

Какие существуют ограничения?

Все предупредительные мероприятия в послеоперационный период — это способ профилактики осложнений, наиболее серьезным из которых является смещение хрусталика. На время его приживления одно из главных условий — ограничить физическую активность и нагрузки:

• не поднимать вес больше 5 кг;
  • отменить бег, прыжки, велосипедные прогулки — заменить их ходьбой в спокойном темпе;
  • прекратить вождение машины, мотоцикла и других транспортных средств;
  • воздержаться от плавания в бассейне и природных водоемах;
  • практиковать передвижение без резких наклонов головы, которые вредят глазу. А к упавшему предмету приседать, не сгибая спину.

Есть и ограничения в питании для борьбы с запорами, так как излишнее натуживание провоцирует отклонение пересаженной линзы от установленного положения. При планировании ежедневного меню нужно ограничить количество изделий из белой пшеничной муки, шлифованного риса, добавить растительные масла в жидком виде, овощные блюда, свежие фрукты и ягоды.

Из рациона полностью исключаются:

• крепкий черный чай, кофе и любые напитки с кофеином — он повышает как системное, так и внутриглазное давление;
  • твердые животные жиры, пряные приправы, соль — провоцируют отеки в тканях, из-за которых глаз заживает медленно;
  • алкоголь — вызывает интоксикацию, угнетает иммунитет, создает нестабильность артериального давления.

Немало ограничений появляется и в режиме дня, гигиенических манипуляциях:

• Поскольку катаракта удаляется амбулаторно, на улице в первые 24 часа прооперированный глаз необходимо защищать стерильной повязкой от раздражения. В привычной домашней обстановке она снимается, закапываются лечебные растворы.
  • В первые 5–7 дней реабилитации умываться нужно специально прокипяченной водой. Водопроводная под запретом.
  • Мыться придется в душе и максимально отклонять голову при намыливании, чтобы пена не попала в глаза.
  • Походы в баню, сауну, любые тепловые процедуры отменяются.
  • Ограничиваются солнечные ванны, исключаются походы на пляж, носятся очки с защитой от ультрафиолета.
  • Прекращаются любые работы в пыльных помещениях и на открытой местности, где возможно попадание пыли и песчинок в глаза.
  • Временно придется забыть о косметике для глаз и лица.
  • Спать нужно на спине или на боку со стороны здорового глаза, иначе оперированный случайно травмируется.
  • Необходимо избегать контактов с больными респираторными вирусными инфекциями.
  • Нельзя находиться в помещениях с включенным кондиционером.

К обычному образу жизни постепенно переходят через 3–4 недели.

Но в период реабилитации есть не только запреты. Разрешается:

• заниматься несложной бытовой работой — готовить пищу, выполнять косметическую уборку, с конца первой недели просматривать телепередачи, недолго сидеть с рукоделием;
  • принимать участие в культурных мероприятиях;
  • посещать торговые центры и зоны отдыха;
  • работать на персональном компьютере, но в специальных очках с офисными линзами.

От точности соблюдения несложных рекомендаций зависит успех реабилитации после удаления катаракты.

У специалистов нашей клиники за плечами богатый опыт диагностики и лечения катаракты и других тяжелых заболеваний глаз. Они успешно справляются с самыми сложными клиническими случаями и проблемами. Вы получите высококлассную медицинскую помощь! Не затягивайте с обращением, ведь ценой промедления может стать ваше здоровье.