Осложненная катаракта

Катаракта – патологическое состояние, при котором наблюдается помутнение биологической линзы глаза (хрусталика). Это определенно одна из ведущих причин слепоты в мире и крайне важная медико-социальной проблема во всем мире.

Механизм возникновения катаракты связан со свободнорадикальным окислением и последующими специфическими изменениями белковой составляющей хрусталика. Вследствие этого он теряет характерную для него прозрачность и становится мутным, что неминуемо влечет за собой ухудшение остроты зренияОстрота зрения – это способность глаза различать мелкие детали наблюдаемого объекта на определенном расстоянии. Иногда снижается способность четко различать объекты на расстоянии или вблизи.. Осложненная форма развивается под влиянием сопутствующих патологий: участки помутнения формируются под воздействием токсических элементов, образованных в результате других заболеваний. Начальная осложненная катаракта обычно бывает заднекапсулярной: изменения затрагивают в первую очередь заднюю капсулу, так как поражающий элемент влияет в основном на заднюю стенку – место, где отсутствует эпителий, выполняющий функцию защиты.

Заболевание может быстро прогрессировать, нарушая комфортный образ жизни человека и приводя к абсолютной слепоте. Своевременное обращение в клинику при начальной осложненной катаракте ― единственный шанс на спасение зрения.

Причины начальной осложненной катаракты

На сегодняшний день осложненное течение начальной катаракты связывают с общими заболеваниями организма. Факторы развития:

• сопутствующие патологии органа зрения — хориоретинитХориоретинит – это воспаление заднего отдела хориоидеи и сетчатки., дистрофияДистрофия сетчатки — это постепенное истончение и разрушение тканей сетчатки, отвечающей за качество зрения и цветовосприятие. и отслоение сетчаткиОтслоение сетчатки — отделение слоя палочек и колбочек, то есть нейроэпителия, от пигментного эпителия сетчатки, обусловленное скоплением жидкости между ними., миопияБлизоруукость — дефект зрения, при котором человек вблизи видит хорошо, а вдали — плохо. высокой степени, воспаления, глаукомаХроническая патология глаз, характеризующаяся повышением внутриглазного давления, развитием оптической нейропатии и нарушениями зрительной функции., злокачественные опухоли, травмы и т. д.;
  • сахарный диабет и другие эндокринопатии;
  • метаболические нарушения;
  • сбой водно-солевого обмена, судороги;
  • авитаминоз, интоксикация;
  • некоторые дерматологические заболевания — экзема, склеродермия и т. д.;
  • полиартрит, ревматоидный артрит.

При начальной осложненной катаракте лечение должно включать и коррекцию вышеперечисленных недугов. Часто наблюдается комбинация данных патологических состояний.

Симптомы

На первых этапах патологического процесса начальная осложненная катаракта может протекать бессимптомно. В дальнейшем появляются следующие клинические признаки:

• ухудшение остроты зренияОстрота зрения – это способность глаза различать мелкие детали наблюдаемого объекта на определенном расстоянии. — сначала в условиях плохого освещения, затем при чтении привычного шрифта в нормальных условиях, а в запущенной стадии (перезрелая катаракта) может наблюдаться полная слепота;
  • «пелена», помутнение и двоение видимых предметов;
  • светобоязнь;
  • изменение оттенка зрачка (часто он приобретает «молочную вуаль»);
  • мелькание своеобразных «мушек» перед взором;
  • невозможность скорректировать зрение контактными линзами или очками.

Данная патология не имеет ограничений по возрасту и может диагностироваться как у пожилых, так и у молодых людей. Ключевым тут является наличие факторов риска. Обычно начальная осложненная катаракта формируется на одном глазу, но иногда может наблюдаться асимметричный характер процесса с разной степенью поражения обоих глаз.

Постановка диагноза

При осложненной катаракте лечению должна предшествовать полная офтальмологическая диагностика. Она включает в себя:

• сбор врачом-офтальмологом анамнеза пациента, выяснение жалоб, выявление симптомов;
  • офтальмоскопия – базовое исследование глазного дна прибором-офтальмоскопом;
  • пахиметрия способ измерения толщины роговицы;
  • биомикроскопия – оценка внутриглазных сред и структур глаза при помощи увеличительного оборудования;
  • ультразвуковое исследование – с его помощью можно изучить внутреннее пространство органа зрения и достоверно определить происхождение помутнений;
  • тонометрия – определение внутриглазного давления, что особенно важно при глаукоме;
  • визометрия – стандартный анализ остроты зрения;
  • авторефрактометрия метод компьютерной аналитики глаз, позволяющий провестиизмерение преломляющей способности глаза и радиусных особенностей роговицы аппаратным способом.

Лечение осложненной катаракты

При осложненной катаракте лечение консервативными подходами малоэффективно, поэтому применяется редко и в основном в качестве вспомогательного метода, который помогает замедлить процесс. Могут применяться системные медикаментозные средства или капли местного действия для улучшения локального кровообращения, стимуляции обменных процессов и обеспечения питания пораженных структур органа.

После купирования признаков и компенсации основного заболевания необходимо провести оперативное вмешательство. Хирургическое лечение осложненной катаракты проводится следующими способами:

• интракапсулярная экстракция ― осуществляется полное извлечение пораженного хрусталика вместе с капсулой;
  • факоэмульсификация ― актуальная малотравматичная микрохирургическая методика лечения осложненной катаракты и восстановления зрения. В ходе вмешательства офтальмохирург делает микроразрез и разрушает хрусталик при помощи направленного ультразвука. Все проходит быстро и безболезненно для пациента. Наиболее распространена в офтальмологической практике факоэмульсификация активным потоком;
  • факоэмульсификация с фемтолазерным сопровождением ― щадящая высокотехнологичная методика устранения запущенной и начальной осложненной катаракты с применением фемтосекундного лазераЛазеры сверхкоротких (предельно коротких) импульсов, лазеры УКИ (ПКИ), фемтосекундные лазеры — оптические квантовые генераторы, способные генерировать импульсы лазерного излучения, которые содержат достаточно малое число колебаний оптического поля.. Это позволяет разрушить структуру пораженного хрусталика щадящим и максимально точным способом.

Микроразрезы при оперативном лечении осложненной катаракты заживают сами, наложение швов не требуется. После извлечения пораженного хрусталика специалист осуществляет имплантацию интраокулярной линзы ― естественный оптический элемент замещается высокотехнологичной искусственной структурой, которая по ощущением ничем не отличается от натуральной.

Лечение осложненной катаракты в VISTA

Осложненная катаракта успешно поддается лечению, однако чем быстрее пациент обратится к грамотному специалисту, тем меньше будет последствий и быстрее выздоровление. В центре офтальмологии VISTA применяются передовые методы диагностики и лечения осложненной катаракты любой стадии. Наши преимущества:

• высококлассные врачи-офтальмологи, которые являются экспертами в своем деле, непрерывно повышают квалификацию и владеют всеми актуальными методиками эффективного лечения;
  • качественное диагностическое и операционное оборудование экспертного класса от ведущих мировых производителей из Германии, Японии, США, Великобритании;
  • эмпатия и забота как обязательные условия сервиса — мы дорожим нашей репутацией и ценим постоянство посетителей, поэтому пациенты могут быть уверены, что не останутся наедине с проблемой и получат индивидуальный подход с учетом личной ситуации;
  • высокие стандарты медицинской помощи, минимизация вероятности рецидивов и быстрое заживление;
  • комфортные условия пребывания, дружелюбная атмосфера.

Рекомендуем записаться на консультацию при первых подозрениях на заболевание — это поможет сохранить зрение и хорошее самочувствие. Но даже если патология уже перешла в запущенную стадию, не беспокойтесь: специалисты умеют работать с разными вариантами осложнений и разработают корректный и комфортный алгоритм лечения для любого клинического случая.