Реабилитация после катаракты

Реабилитация после удаления катаракты

Технологии лечения и реабилитации после удаления катаракты позволяют вернуть утраченные функции глаз в максимально сжатые сроки. Специалисты-офтальмологи рекомендуют заранее ознакомиться с общими принципами и методами восстановления зрения. Их знание и правильное применение обеспечивают успех в послеоперационный период.

Зачем нужна реабилитация?

Офтальмохирургические операции относятся к малотравматичным. Восстановительный период после ультразвуковой факоэмульсификации при удалении катаракты занимает от нескольких дней до месяца.

Реабилитационные мероприятия в это время необходимы по нескольким причинам:

1. Нарушена целостность глазного яблока, велик риск проникновения в рану микроорганизмов и развития воспаления.
  2. Естественные барьеры для инфекций не работают. Послеоперационное лечение позволяет их воссоздать.
  3. Сопутствующие заболевания затрудняют заживление прооперированных тканей.

Поэтапная реабилитация позволяет закрепить успех операции.

С чем сталкивается пациент после вмешательства?

На второй день после операции человек вновь обретает способность видеть.

Побочные реакции встречаются нечасто:

1. Боль в глазу. Сохраняется в течение нескольких дней. Устраняется самостоятельно или после применения капель с эффектом анестезии.
  2. Ощущение зуда, слезотечение. Обусловлены раздражением тканей. При непереносимости таких симптомов врач назначает препарат, снижающий чувствительность нервных окончаний.
  3. Краснота склер, видимая сосудистая сетка. Такие явления не опасны и похожи на обычную усталость.
  4. Снижение остроты зрения. В раннем послеоперационном периоде предметы видны нечетко и кажутся размытыми. Через несколько дней зрение улучшается. Случаи выраженного ухудшения встречаются при сопутствующих заболеваниях сетчатки или зрительного нерва, но тоже поддаются лечению.
  5. Развитие повторной катаракты. Она не представляет серьезной опасности: от нее избавляются без хирургических разрезов и наложения швов — удаляют медицинским лазером.

Слабовыраженные нарушения уменьшаются через 2–3 дня и полностью исчезают к концу восстановительного периода.

Основные принципы реабилитации

Задачи медиков и больного — совместными усилиями не допустить:

• смещения искусственного хрусталика;
  • острого воспаления глазного яблока;
  • вторичной утраты зрительной функции.

Восстановительные мероприятия позволяют избежать серьезных осложнений периода реабилитации после удаления катаракты. Они включают:

• обязательное выполнение медикаментозных назначений;
  • регулярное наблюдение с коррекцией лечебных действий при необходимости;
  • соблюдение ограничений и запретов в ближайший месяц после хирургического лечения.

Режим

Операцию проводят без госпитализации в лечебное учреждение. В течение часа после вмешательства больной покидает клинику.

В дальнейшем:

• На улице носят очки. Прооперированный глаз закрывают повязкой из нескольких слоев стерильной марли, чтобы яркий свет и ветер не вызвали дополнительного раздражения.
  • В домашних условиях повязку снимают и закапывают глаза лечебными препаратами.
  • Избегают попадания водопроводной воды на конъюнктивы и склеры. В первую неделю умываются только кипяченой водой.
  • Заменяют ванну душем. Моют голову с максимальным наклоном назад, чтобы в глаза не попало мыло.
  • Спят на спине.
  • Исключают резкие наклоны головы: чтобы поднять упавший предмет, приседают, не сгибая спину.
  • Прекращают вождение автомобиля.
  • Ограничивают контакты с больными вирусными инфекциями верхних дыхательных путей.
  • Избегают сквозняков и помещений с работающим кондиционером.

К привычному образу жизни пациенты возвращаются через месяц.

Какие очки носить?

Повышают качество жизни и создают комфортные условия для зрения различные виды очков:

• Солнцезащитные. В ранний послеоперационный период они уберегают глаза от опасного излучения. Специалисты рекомендуют приобретать очки с ультрафиолетовой защитой. Первые 7 дней их носят постоянно.
  • Для чтения. Врач подбирает их для рассматривания предметов с близкого расстояния на второй неделе реабилитации. Специальные офисные линзы в них позволяют читать с экрана монитора и бумажного носителя, различать кнопки клавиатуры компьютера.
  • С прогрессивными линзами. Оптические помощники дают возможность четко видеть близкорасположенные и отдаленные предметы. В одной паре линз работают за компьютером и управляют машиной.
  • Для вождения. В темное время суток очки устраняют отблески фар встречного транспорта. При низкой освещенности они обеспечивают контрастность зрения, в дневное время — хорошую видимость дальних объектов.

Какие капли использовать?

После завершения хирургического лечения врач назначает медикаментозное. Применяют:

• антибактериальный препарат 7–14 дней;
  • гормональное средство для уменьшения отечности тканей 3–4 недели;
  • противовоспалительные медикаменты 4–6 недель.

Все препараты используют местно в виде капель. Такой способ введения позволяет:

• свести к минимуму воспаление в месте операции;
  • избежать инфекционных осложнений;
  • сократить восстановительный период.

Осмотры врача на период реабилитации

Сроки посещения клиники пациенту озвучивают при выписке.

Если реабилитация после удаления катаракты протекает гладко, пациента осматривают в первые и седьмые сутки после вмешательства, повторно — через 4 недели. В эти дни чаще всего возникают отклонения от нормального течения восстановительного периода. В таком случае врач использует дополнительные препараты.

Экстренно обратиться за медицинской помощью необходимо:

• при повышении температуры тела;
  • усилении боли в прооперированном органе;
  • покраснении глаза и гнойном отделяемом из него;
  • внезапном ухудшении зрения.

Первый осмотр включает:

• контроль внутриглазного давления;
  • проверку состояния глаза при помощи щелевой лампы;
  • осмотр глазного дна.

При последующих посещениях окулист:

• оценивает остроту зрения;
  • повторяет осмотр зрительных сред;
  • дает рекомендации по дальнейшей реабилитации после катаракты;
  • подбирает очки для коррекции зрения.

Ограничения

Ограничительные меры направлены на профилактику послеоперационных осложнений и касаются:

• физической активности;
  • питания;
  • режима дня и ухода за глазами.

Основные из них:

• запрещается поднимать тяжести более 5 кг;
  • прыжки, пробежки и катание на велосипеде заменяются на спокойную ходьбу;
  • прекращаются занятия с повышенной нагрузкой на зрительный аппарат (чтение, вязание, работа с мелкими предметами);
  • приостанавливается плавание в искусственных бассейнах и естественных водоемах.

В питании исключают:

• алкогольные напитки — от них отказываются на весь реабилитационный период;
  • крепкий чай и кофе — содержащийся в них кофеин способствует повышению давления внутри глаза и задерживает заживление;
  • жирные продукты, соль и пряности — провоцируют отечность тканей и их замедленное восстановление.

При составлении ежедневного меню в него включают продукты для борьбы с запорами — свежие овощи и фрукты, жидкие растительные масла.

При уходе за прооперированным глазом:

• избегают работы в запыленных местах с риском попадания инородных тел в глаза;
  • перестают пользоваться косметикой;
  • ограничивают пребывание на солнце, не ходят в баню и сауну.

Что разрешено?

В восстановительном периоде нет ограничений:

• на приготовление пищи;
  • нетяжелые домашние заботы;
  • пешие прогулки на свежем воздухе;
  • просмотр телепередач с конца первой недели;
  • посещение культурных мероприятий, торговых центров (за исключением времени карантинов).

Хирургическое лечение распространенного заболевания пациентов старшего возраста — безболезненная и малотравматичная манипуляция. Специалистами клиники отработаны безопасные технологии реабилитации после катаракты. Они комфортны для пациентов и непродолжительны.

Соблюдение несложных рекомендаций позволяет добиться восстановления зрительных функций за короткий промежуток времени.

Оцените статью:

(0)

Эта статья была вам полезна?