Дистрофия сетчатки

Сетчатка – светочувствительная внутренняя оболочка глаза, отвечающая за восприятие изображения и передачу импульсов в головной мозг. Как и все системы человеческого организма, тонкий слой ткани со временем изнашивается и подвергается патологическим изменениям. Одно из самых опасных состояний, которое может привести к полной утрате зрения, – дистрофия сетчатки глаза.

Что это такое?

При развитии заболевания в сосудистой системе глаза происходят нарушения, которые приводят к поражению клеток-фоторецепторов. Снижается острота зрения, появляются помутнения и помехи перед глазами. Чаще всего дистрофия диагностируется у пациентов в период от 50 до 80 лет, когда сетчатка глаза перестает выполнять свои функции по причине возрастных изменений. Более подвержены заболеванию представительницы женского пола, страдающие близорукостью.

Классификация

Дистрофия сетчатки бывает врожденной и приобретенной. В первом случае нарушение зрения происходит по причине заболеваний, передающихся по наследству, во втором – в результате патологий и травм. В зависимости от локализации, приобретенная форма дистрофии сетчатки глаза бывает двух видов:

● Периферическая.

При такой патологии деструктивные изменения затрагивают периферию глазного дна. На начальной стадии заболевание протекает бессимптомно, поэтому часто диагностируется в уже запущенных случаях, когда присутствует риск таких серьезных побочных эффектов, как отслойка сетчатки.

● Центральная.

Вид заболевания, характерный для пожилых людей. Развивается по причине поражения желтого пятна, отвечающего за центральное зрение. Это необратимый процесс, при котором больной испытывает проблемы со всеми видами деятельности, где необходима хорошая острота зрения. Поэтому важно своевременно выявить патологию и предпринять все необходимые меры. Как лечить болезнь, может определить только квалифицированный специалист, поэтому не стоит пренебрегать своевременным обращением в клинику.

Дистрофия сетчатки – это хроническое заболевание, которое возникает:

• из-за плохой генетики – может передаваться по наследству;
  • нарушения обменных процессов;
  • сердечно-сосудистых заболеваний;
  • злоупотребления курением;
  • лишнего веса;
  • эндокринных нарушений;
  • повышенного артериального давления;
  • интоксикации организма;
  • аутоиммунных процессов;
  • неблагоприятных условий труда, при которых человек длительное время работает с источниками ионизирующего излучения или лазером без специальной защиты.

Также дистрофия сетчатки глаза может возникнуть на фоне сахарного диабета, тяжелых инфекционных заболеваний, патологий соединительной ткани. Повышается риск заболеваемости у лиц, которые проживают в зоне с неблагоприятной экологической обстановкой.

Симптомы дистрофии сетчатки глаза

Главный признак прогрессирующей патологии – снижение остроты зрения. Так, при дистрофии сетчатки глаза пациента беспокоят следующие симптомы:

• утрата четкости очертаний предметов;
  • «раздвоение» картинки;
  • появление перед глазами темных пятен;
  • цвета становятся блеклыми и менее насыщенными;
  • «туннельное зрение» – состояние, при котором у человека нарушено боковое восприятие картинки.

Пациенты с дистрофией сетчатки теряют способность нормально ориентироваться в сумерках или плохо освещенных помещениях. При появлении первых симптомов рекомендуется обратиться за консультацией к офтальмологу. Чем раньше начнется лечение, тем больше шансов восстановить зрение до хорошего уровня.

Диагностика

Прежде чем определить, как лечить заболевание, необходимо выявить область и степень поражения. Технические возможности исследования глаз позволяют детально изучить структуру и функции сетчатки. Для офтальмологического обследования в современной медицине используют следующие методы:

• Электроретинография – заключается в регистрации изменений биоэлектрического потенциала сетчатки глаза. Позволяет выявить функциональные нарушения на ранних стадиях.
  • Визометрия – неинвазивное исследование для оценки остроты зрения.
  • Периметрия – проверка границ поля зрения.
  • Оптическая когерентная томография – высокотехнологичный метод исследования глазных структур, позволяющий детально изучить зрительный нерв и сетчатку.

Вместе с инструментальными исследованиями пациенту назначают стандартные лабораторные анализы, позволяющие оценить общее состояние организма.

Как лечить дистрофию сетчатки?

Дистрофические изменения сетчатки невозможно устранить полностью, но при правильном лечении можно остановить патологический процесс, увеличив остроту зрения и улучшив состояние пациента. Очки и линзы не помогут решить проблему.

Консервативное лечение

При выявлении дистрофии сетчатки на ранней стадии используется медикаментозная терапия. Препараты, воздействующие на пораженную область, питают пораженный орган, улучшая остроту зрения.

Фотодинамическая терапия

Доступный и прогрессивный метод, основанный на разрушении аномальных сосудов глазного дна с сохранением сетчатки. Не восстанавливает утраченную зрительную функцию, но позволяет остановить дальнейшее прогрессирование заболевания. Фотодинамическая терапия проводится с использованием передового оборудования, не доставляет значительных неудобств пациенту, назначается даже пожилым людям.

Лазерная коагуляция

Методика позволяет ограничить развитие патологии, чтобы деструктивные изменения не затронули зоны сетчатки. Проводится в амбулаторных условиях под местной анестезией. Для получения стабильного результата могут потребоваться повторные процедуры. Во время сеанса в зависимости от используемой энергии лазера пациент может ощущать незначительный дискомфорт.

Хирургическое лечение

В случае, когда консервативная терапия и лазерные методики оказались неэффективными, больному поможет только оперативное вмешательство.

Виды хирургического лечения при дистрофии сетчатки глаза:

• Реваскуляризирующая операция – процедура, во время которой происходит закупорка пораженных сосудов.
  • Вазореконструктивная хирургия – лечебная манипуляция с использованием трансплантатов для нормализации микрососудистого русла глаза.

Профилактика после лечения дистрофии сетчатки

Чтобы не допустить прогрессирования заболевания после успешного лечения, необходимо регулярно проходить медицинские осмотры у офтальмолога. Особенно внимательными к своему здоровью должны быть люди, у которых в семье есть случаи дистрофии сетчатки.

Пациенту необходимо соблюдать следующие рекомендации:

• в течение трех дней больше времени находиться в состоянии покоя;
  • отказаться от любой деятельности, требующей напряжения глаз;
  • во избежание вредного воздействия ультрафиолетовых лучей на сетчатку летом носить солнцезащитные очки;
  • воздержаться от вредных привычек.

Чтобы сохранить зрение, необходимо правильно питаться, употреблять больше витаминов, следить за своим весом, регулярно выполнять гимнастику для глаз.

Пройти диагностику и лечение дистрофии сетчатки глаза в Москве вы можете в нашей клинике. У нас работают опытные и внимательные врачи. Используем в работе передовое оборудование и безопасные методики, позволяющие вернуть остроту зрения без серьезных побочных эффектов по доступной цене. Специалист соберет анамнез, изучит симптомы, проведет диагностику, определит, как лечить патологию именно в вашем случае. Чтобы записаться на прием, звоните по номеру телефона.

Оцените статью:

(0)

Эта статья была вам полезна?